triplex24.jpgtriplex32.jpgtriplex36.jpgtriplex34.jpgtriplex27.jpgtriplex23.jpgtriplex33.jpgtriplex31.jpgtriplex28.jpgtriplex35.jpgtriplex37.jpgtriplex30.jpgtriplex29.jpgtriplex25.jpgtriplex26.jpg

«Эколаборатория для Начинающих»

     В последние несколько лет благодаря различным активистским инициативам были получены новые данные о качестве воздуха в городах и селах Центральной Азии. Раньше было принято считать, что воздух плохой только там, где есть промышленность, однако теперь стало очевидным, что воздух может быть очень загрязнен и там, где ее нет, и что здоровье человека подвергается рискам практически в любом месте. Поэтому очень важно знать как определить качество воздуха, и что еще более важно, как с этим можно бороться и как обезопасить себя. Одним из методов является использование датчиков, и это могут быть как стационарные, данные которых доступны публично, так и мобильные, которые можно использовать в быту.

    Молодежь школьного возраста Центральной Азии не имеет инструментов и практических навыков использования данных мониторинга качества воздуха, а также зачастую не имеет представления: Что такое загрязнение воздуха, как оно измеряется и на что влияет.
   Цель данной лаборатории: улучшить навыки школьников в применении практических инструментов мониторинга качества воздуха, заинтересовать и привлечь их к участию в гражданском мониторинге воздуха с перспективой дальнейшего вовлечения их сверстников.


Запланированные в рамках проекта мастер-классы помогли школьникам:
• создать инструмент измерения качества воздуха (датчик мелкодисперсной пыли) своими руками во время семинара под руководством тренера по робототехнике,
• получить навыки пользователя данными через консультации экологов,
• получить навыки продвижения полученных знаний ровесникам;
• узнать больше об изменении климата;
• как можно стать волонтером и эко-активистом.

   Каждое занятие это был мастер-класс по сборке датчика и презентация, поясняющий, что такое загрязнение воздуха, что означают измерения мелко-дисперсной пыли PM 2.5 и к каким показаниям качества воздуха надо стремиться. А еще учащиеся познакомились с темами изменения климата/ ответственного потребления и узнали о пользе и важности волонтерства.
   Во время мастер-класса участники собирали датчик, состоящий из сенсора мелкодисперсной пыли PMS 5003, который подсоединяется через плату ArduinoNano и соответствует программному коду с небольшим дисплеем. Вся модель работает от батарейки, помещается в специальный корпус, напечатанный на 3d принтере, и является мобильной.

Локации, в которых были проведены мастер-классы:
Казахстан (г. Атбасар, с. Шуйское и с. Новосельское, г. Сарань, г. Темиртау);
Кыргызстан (Иссык-кульская область г.Балыкчи, г. Чолпон-Ата, с. Григорьевка, г. Каракол, с. Ак-Суу, с. Кызыл-Суу, с. Боконбаево).
   За время проведения мастер-классов в 13 локациях, около 200 учеников, молодых людей и учителей было ознакомлено с презентацией на тему, “что такое PM 2.5 и почему о нем все говорят”. Презентация содержала слайды о ситуации в Бишкеке и Алматы, об активизме, связанном с качеством воздуха там, о том, что такое PM 2.5 и PM 10, как и зачем его измерять, как с этим бороться.

   За 13 мастер-классов было собрано 80 датчиков. В среднем в одной локации собирали 7-8 датчиков, однако некоторые потом разбирали и собирали повторно в других локациях, это было сделано, чтобы как можно больше учеников и молодых людей собирали датчики именно своими руками во время сессий и почувствовали интерес. Затем несколько датчиков (от 3 до 7, в зависимости от типа учебного учреждения и дальнейших возможностей для мониторинга) осталось на местах проведения мастер-классов. Таким образом, ученики, молодые люди, и в некоторых случаях учителя получили наглядный пример, что мониторингом качества воздуха заниматься просто, интересно и нужно.

Впечатления и заметки координаторов:
   С.Шуйское, Казахстан: после сборки датчиков мы с ребятами начали наблюдать, что же показывает датчик. Загрязнение было на очень низком уровне - датчики показывал 4-5. Я сказала, что повышение можно будет увидеть к вечеру, когда люди начнут топить печки. Учителя мне ответили, что в поселке работает центральной отопление, и эта центральная котельная работает на сжигании льняной соломы. То есть мы прямо сразу на практике увидели, что экологичное топливо влияет на состояние воздуха. Это история о том, как в отдельно взятом месте, в небольшом контексте можно очень быстро решить проблему загрязнения воздуха, и передать этот опыт другим. Это, например, может быть полезно для каких-то туристических локаций. Это конечно, неприменимо к большим городам, но может быть спасением для чувствительных категорий. Для тех, кто на зиму уезжает за границу, чтобы не дышать смогом.


C.АкСуу, Кыргызстан: В этом селе воздух оказался также очень чистым. Для демонстрации того, что датчик действительно работает и что ситуация с воздухом может быстро испортиться, если начать например сжигать листья, мы зажгли спичку и быстро потушили. Датчики, расположенные близко сразу зафиксировали резкое увеличение содержания PM 2.5 в 30 раз (150-170), и это вызвало бурю эмоций, особенно у младших школьников.

Инициатива была реализована участникамиTechCampBishkek “За чистый воздух в Центральной Азии” Ксенией Прилуцкой, Анастасией Стыценко и Любмилой Петровой в рамках малого гранта при поддержке Государственного департамента США” в партнерстве с ОО "МувГрин".

Joomla templates by a4joomla